Мотивация в духовной практике определяет всё
«В этом мире достичь чего-либо можно только собственными усилиями, и когда что-то не удается, искать причины надо в недостаточных усилиях…»
Йога Васиштха
Что такое мотивация?
Человек не действует без мотивации. В детстве, лет до 5-7 нас главным образом мотивирует интерес к познанию окружающего мира. Затем все большую роль в нашей мотивации играют родители, учителя в школе и наши друзья. Однако, природа такой мотивации лежит только в материальной плоскости.
Мы начинаем заниматься спортом для того, чтобы быть сильными и хорошо выглядеть. Мы стараемся учиться хорошо для того, чтобы нас хвалили и в «далеком» будущем мы смогли продолжить образование в престижном учебном заведении.
Все варианты мотивации в материальном мире сводятся к стремлению «занять свое место под Солнцем», которое было бы не хуже, чем у других.
Часто нашу мотивацию определяет наше кармическое наследие: гордость, зависть и прочее.
Духовное развитие не является, на первый взгляд, необходимостью развития индивидуума и всего человечества. Об этом молчат традиционно популярные каналы телевидения. Занятия йогой по большей части представляют собой современную форму фитнеса для поддержания здорового тела.
Отсутствие устойчивой мотивации основывается на убеждении «я есть это тело». Мы постоянно озабочены тем, как стать счастливым и в этом поиске надеемся только на себя. Нам и в голову не приходит, что наше настоящее счастье может быть в Боге. Но если задать обычному человеку вопрос «Что вы будете делать через 80-100 лет?», то вразумительного ответа мы не получим. Однако, такой человек несомненно задумается о душе и том, каких же действий и мыслей она от него хочет.
Без мотивации нет ощутимых результатов деятельности.
Правильная мотивация это не что-то временное. Сегодня у меня такая мотивация, а завтра, возможно, будет совсем другая. Это стержень нашей жизни, который формируется исходя из понимания смыслов существования человека.
Смыслы, цели и действия
Как правило, духовный поиск начинается с понимания, что «Я» есть бессмертная душа, которая вследствие кармы попала в этот мир. Наш мир является своеобразным тренажером, который предназначен для очищения, избавления от кармической зависимости. Тогда смысл существования заключается в приложении собственных усилий для скорейшего выхода из этого тренажера.
На основании священных писаний и информации, полученной от духовных авторитетов, мы узнаем о существовании уровней сознания, на каждом из которых меняется наше восприятие мира. Поэтому смыслом нашего существования являются постоянные усилия по переходу на новый, более высокий уровень сознания. А так как первым таким уровнем является пробуждение, то мы формируем намерение пробудиться.
С точки зрения буддизма смысл жизни человека заключается в избавлении от страданий, которые возникают из-за неудовлетворенных желаний, неведения, эгоизма и кармической зависимости. В результате правильной духовной практики и личных усилий можно обрести контроль за путем души после смерти.
Наши смыслы определяют наши цели. Здесь происходит постоянная борьба смыслов. Например, с экранов телевизоров, различная реклама направлены на то, чтобы пробуждать у нас все новые желания. Для удовлетворения этих желаний нам нужны средства. Поэтому часто основной целью у нас оказывается приобретение материальных благ, а не духовное развитие.
Известно множество историй испытаний учеников, прежде чем их допускали к духовным знаниям. И сейчас в монашеской среде существует послушничество. В первую очередь для самого духовного искателя нужно как можно раньше определиться с главным смыслом своего существования.
Только после прояснения смыслов мы сможем поставить для себя те цели, которые будут реализовывать эти смыслы. Например, если мы поставим для себя цель пробуждение, то мы будем затем совершать необходимые действия. Мы найдем учителя, который нам пояснит, что и как нужно делать и займемся практикой.
По мере нашего духовного роста нашим приоритетом становится Всевышний Источник и методы, которые позволяют нам двигаться к нему с максимальной скоростью.
При этом особенно важно хорошо поразмыслить, прочувствовать и принять сердцем новые смыслы и цели с тем, чтобы их никогда больше не терять. Такое понимание смыслов и будет являться главной мотивацией в практике.
Это не означает, что все нужно бросить, начать действовать по-новому и заняться практикой. Семья или бизнес это не обременение, а опора для духовной работы.
Скорее всего, нужно сделать такой практикой саму жизнь, продолжая выполнять свои социальные обязанности, если это необходимо.
Мотивация и практика
Мотивация в духовной практике это то, с чем нужно работать постоянно. Ум настолько хитер, что постоянно стремится показать свою значимость, обесценивая наши духовные устремления и опыты.
Каждый день для нас последний в том смысле, что мы часто упускаем возможности выкладываться во время практики. Практика превращается в рутину, не вдохновляет. Поэтому рекомендуется чаще вспоминать о законе непостоянства.
Когда мы слушаем лекции учителя, присутствуем на сатсангах, то благодаря правильной мотивации будет происходить наполнение и невербальная передача Знаний.
Мотивация создает напряжение, а напряжение поддерживает нашу активность в ходе практики. Мы как бы вкладываем в практику больше сил, а значит, и потенциально получаем больший результат.
Если мы забываем про мотивацию и начинаем больше заботиться о методе, то эффективность практики снижается. Говорят, что правильную мотивацию нужно зарождать не только перед каждой практикой, но и каждое мгновение.
Когда мы зарождаем правильную мотивацию, то работаем со всеми своими тонкими телами, и все они участвуют в практике. Если же этого не происходит, то появляется механистичность в практике и, как следствие, отсутствие продвижения на духовном пути.
Хороший практикующий каждый день думает о мотивации, о Боге. Благодаря этому его энтузиазм в практике возрастает. Слабый практикующий забывает о непостоянстве, о смерти, расслабляется, теряет мотивацию. Тогда его ум часто находит мотивацию вне духовной практики.
Памятование о непостоянстве, памятование о смерти обращает ум сразу на памятование о Боге. Потому что поначалу наши умы очень привязаны, очень запутаны, им нужны весомые аргументы.
Правильно еще раз ответить самому себе на вопросы: «Зачем я здесь? Куда я иду? Какие у меня цели?». Тогда у нас автоматически возникает намерение быть максимально собранным, каждое действие становится магическим, а окружающая реальность меняется.
Как зарождать мотивацию? Например, нужно задавать себе установку:
- я всеми силами стремлюсь обрести Знание, устранить неведение, избавиться от страданий, достичь пробуждения и просветления;
- я каждую минуту стараюсь понять божественную волю;
- здесь и сейчас Жизнь дала мне все необходимое для духовного роста. Дальнейшие мои успехи или неудачи зависят только от меня;
- мне по силам превзойти закон непостоянства и постичь новый уровень сознания;
- моя точка опоры в глубине. Каждый день эта глубина растет и я благодарен Жизни за это;
- сегодня в медитации я буду особо внимательно слушать Бога и буду укреплять эту связь в периоды между практиками;
- в каждый момент времени я стараюсь выполнять рекомендации учителя вне зависимости нахожусь ли я в медитации или занимаюсь повседневными делами.
Следует заметить, что мотивация делать усилия для других гораздо более эффективна, чем мотивация успеха в личной практике. В этом случае мы действуем на благо всех живых существ, как это принято в буддизме:
- я хочу стать максимально эффективным в трансляции Света, в передаче знаний другим. Другие люди нуждаются во мне и ждут моей помощи;
- я ответственен за этот мир и от результатов моей практики зависит на сколько результативно я могу влиять на него;
- другие ученики моего учителя уже ушли вперед. Я не должен отставать от них, так как эффективность наших общих действий по передаче Знаний зависит от каждого из нас;
- я практикую, медитирую, отрешаюсь от мирских желаний, от эго для помощи всем живым существам.
При правильной мотивации происходит синхронизация состояний учителя и ученика. Если мы принимаем авторитет учителя, то мы стремимся синхронизировать свое видение мира с его видением мира. При этом происходит передача базовых смыслов реальности и наше очищение.
В идеале опытный практик размышляет над смыслами, целями и мотивацией и не теряет состояние осознанности, настоящего момента. Тогда мотивация возрастает, а глубина созерцания увеличивается.
Постепенно грубая, умственная мотивация переходит во внимательность, в непрерывную осознанность. Тотальная, всепоглощающая и непрерывная осознанность теперь является лучшей мотивацией.
Всего комментариев: 2
Оставить комментарий
Другие Мотивация
Нужно общаться со своим сердцем!
Кто, если не оно, ведёт нас?
Нужно общаться со своей душой!
Кто, если не она, танцует с Богом?
Нужно взывать к Богу!
Кто, если не Он Один,
Хочешь знать правду? Так знай же, что все твои представления о Боге, о духовном развитии и смысле жизни — подобны фантазиям ребёнка. Не считай себя знатоком Вед и Писаний, носителем статусов и званий,
Часто практикующий забывает о смерти и непостоянстве. Поэтому он и теряет мотивацию. Христианские монахи-отшельники для того, чтобы помнить о смерти, делали гроб и в него ложились спать. Они понимали, что неизвестно, когда придет смерть, поэтому я заранее приготовился. Они при жизни уже оставили мир. Тело посвятили Богу.
Мы не осознаем, но прошлое всегда давлеет над нами. Прошлое определяет наше кармическое видение. В этой жизни мы можем проявить свои усилия по очищению своих прошлых тенденций. Если в этой жизни наши усилия слабые, то прошлые тенденции будут побеждать и тогда мы идем в колее своей судьбы.
Если наши усилия сильны, то мы можем поменять свою судьбу. Мир в первую очередь зависит от нашего сознания и во вторую — от прошлых тенденций, если мы меняем свое сознание. Силой сознания мы притягиваем ситуации, которые можем направлять в нужное русло.
У людей, в отличие, например, от животных есть способность менять окружающую реальность. Поэтому так ценно для нас наше рождение в этом мире.
Приобретение таких сил является свидетельством успешности духовной практики. А все начинается с овладения осознаванием.