назад

О шестнадцати стадиях нарастания луны внутреннего осознавания

О шестнадцати стадиях нарастания луны внутреннего осознавания

О стадиях на духовном Пути

18.09.2023

Предисловие

 

Учение «О шестнадцати стадиях нарастания луны внутреннего осознавания» относится к категории «упадеша» – устных наставлений по созерцательной практике, передаваемых от учителя к ученику в непрерывной традиции йогов-сиддхов, следующих естественному пути самоосвобождения и самоузнавания – сахаджья-пратьябхиджня.

 

Кроме тантрических источников – устной традиции, косвенные ссылки на учение «О шестнадцати стадиях нарастания луны внутреннего осознавания» обнаруживаются в текстах, описывающих философию санкхьи и йоги, в частности, в «Мокша Дхарме», которая в свою очередь составляет вторую половину двенадцатой книги выдающегося древнеиндийского эпоса «Махабхарата».

 

Анализ ссылок в других канонических текстах позволяет предположить, что данная линия наставлений является гораздо более древней, нежели, собственно, тантрическая традиция сиддхов, возраст которой исследователи и историки исчисляют одной-двумя тысячами лет.

 

Санкхья является одной из древнейших философских систем, появившихся гораздо раньше тантрической традиции. Если зарождение тантрических традиций индуизма тесно связано с «близким» нашему времени поколением индийских махасиддхов, таких как Матсиендранатх, Горокхонатх, Джаландхаринатх и т.д., принадлежащих к смешанным тантрическим традициям (натха, агхора, каула, канпхата, сахаджия, бауддха и т. д.) и в свое время ассимилировавшим многие черты буддизма и китайского даосизма (махачина-крама), то санкхья, как духовно-философская система, берет начало в гораздо более ранней (от 5 тысяч лет) традиции древних риши («видящих»), Упанишадах и Ведах. Первые упоминания о самой традиции санкхья, в частности, прослеживаются в «Чхандогья упанишаде» и «Мантраяна упанишаде».

 

Учение «О шестнадцати стадиях внутренней луны» дошло до наших дней благодаря непрерывности устной традиции мастеров-сиддхов в своеобразном варианте «внутреннего делания», присущем именно Лайя-йоге.

 

В отличие от упоминаний в «Мокша Дхарме» и других текстах, где учение преподается в духе санкхьи как система аналитического осмысления составных частей тела и ума, служащая для преодоления сансарной дихотомии – Пуруша-Пракрити, джива-Атман, майя-Брахман, тантрийская традиция сиддхов сахаджия рассматривает его именно как описание стадий созерцательной практики, развивающихся в потоке сознания йогина-адепта.

 

В процессе обнаружения природы «Я» и развития созерцания особый акцент делается на раскрытие неконцептуального недвойственного видения, подобного пространству, насыщенного бхавой (гордостью божества) и пробуждающего внутренние силы йогина (иччха-шакти, крийя-шакти), которые и даруют ему власть над стихиями, временем и пространством.

 

В связи с этим в традиции учения Лайя-йоги устные наставления «О шестнадцати стадиях нарастании луны внутреннего осознавания» занимают особое место, являясь квинтэссенцией, «центральным каналом» всего учения, детально описывая стадии восхождения сознания при практике созерцания.

 

Под «луной» в контексте традиции Лайя-йоги подразумевается внутреннее «Я» человека, природа Ума, фундаментальная пустотная Основа Бытия, исконное осознавание (Праджняна), которая нарастает постепенно, фаза за фазой, подобно молодой луне в течение шестнадцати «духовных суток», при упражнении в созерцательной практике.

 

Во множестве тантрических текстов, посвященных созерцанию, чистый ум сравнивают с зеркалом.

 

«Подобно тому, как зеркало приобретает цвета изображений, так и чистый Разум принимает различные формы объектов из-за удержания их внутри себя».

 

«Трипура Рахасья», глава XVI

 

До тех пор пока мы не приступили к созерцательной практике, наше Высшее «Я», хотя и обладает чистой и просветленной природой, тем не менее, покрыто омрачениями, проистекающими из фундаментального неведения.

 

Это подобно зеркалу, покрытому слоем смолы, отражающая способность чистого зеркала остается, но оно отражает только смолу. Вхождение в созерцательную практику означает активизацию способности ума распознавать свой Источник – «чистое зеркало» естественного Ума, в котором сияет луна внутреннего осознавания.

 

Зарождение, развитие способностей пребывать в созерцательном присутствии уподобляются процессу зачатия, вынашивания зародыша, рождения и воспитания внутреннего ребенка. Этот духовный ребенок и есть «внутренняя луна осознавания», которую удачливый йогин выращивает внутри себя в течение всей своей жизни.

 

Развиваясь, внутренний ребенок, наращивая свою силу, объединяется со Всевышним Источником и бесконечным многообразием вещей во Вселенной, даруя йогину драгоценный шанс войти в круг бессмертных богов.

 

Начиная из непробужденного, страдающего человеческого состояния, полного омрачений, ограничений и неведения, йогин последовательно, одна за другой, проходит все стадии развития внутреннего ребенка – «луны осознавания», вплоть до превращения в божество, творящее новые вселенные, создающего свои миры – Брахму и других.

 

Овладевая «путем естественности» и пестуя созерцание в соответствие с наставлениями коренного Мастера, йогин не только полностью устраняет аффекты-клеши и очищает свою карму в течение этой жизни, но и идет гораздо, гораздо дальше – открывая светоносную пустотную природу Ума, он проявляет творческие силы – силу воли и силу пробужденных действий (иччха- и крийя-шакти) и полностью осуществляет Великий переход в другое, чистое измерение совершенного, чудесного Бытия – мандалу чистого видения, в новый творческий статус освобожденного божественного сверхсущества, полного вдохновения, восторга, величия, чистоты, красоты, гармонии, силы и могущества – Бога-Творца собственных вселенных, на своем опыте практически реализовывая высочайшее по дерзновению, гуманизму и полету духа утверждение ведической философии – «Ахам Брахмасми» – «Я есмь Всевышний».

 

Свами Вишну Дэв

Неудовлетворенность

 

О душа! Заблудившись в лабиринте из грез,

позабыв о своем врожденном величии,

вновь и вновь, не узнавая себя, ты страдаешь,

блуждая в джунглях иллюзий, опутанная сетью страстей…

Осознание ограничений

 

Скована рождением, скована жизнью,

скована смертью, скована телом, умом и законами высших сил,

неузнающая себя, забывшая о своем величии,

ты – словно птица, бьющаяся в силках,

словно рыба, попавшая в сеть,

словно олень, попавший в капкан…

Поиск Луны

 

О душа! Задумайся немедля, не откладывая,

задумайся и начни исследование

своей внутренней «Я-есмь»-природы и сущности этого мира,

чтобы избежать силков рождения-смерти

и ускользнуть от оков иллюзии…

 

Встреча со светом

 

Если посчастливилось тебе встретить духовного друга,

святого, чей разум чист и пробужден,

почтительно и смиренно вопрошай его о своем «я»

и о Всевышней Сущности,

пока не будешь удовлетворен…

Передача

 

Когда в процессе вопрошания твой ум чист,

и сонастроен с Мастером благодаря самайе,

тогда нисходит благословение и слова Учителя попадают в цель,

поражая демона неведения,

словно стрела, пущенная метким охотником,

и расцветают, словно волшебное зерно,

упавшее на плодородную почву…

 

Зачатие и переживание «вкуса»

 

Когда усмиренный ум, прекратив блуждать и грезить,

созерцая свою природу,

погрузился в осознанность и распахнулся – о чудо!

Иллюзия «я» мгновенно рассеивается,

обнажая зеркало – Великую Основу,

это – «вкус» естественного ума, великий момент –

зачатие бессмертного ребенка мудрости…

Вынашивание

 

Тогда йогину следует день и ночь

неуклонно и тщательно вынашивать этот вкус,

как мать вынашивает в чреве долгожданное дитя…

 

Рождение

 

Когда нагая осознанность, подобная пространству, набрала силу,

естественно наступает самоотдача, цели отпускаются,

а надежды отсекаются в великом недеянии –

тогда йогин рождается как бессмертный ребенок в мире Единого…

 

Пестование

Приняв великое решение,

йогину день и ночь cледует непрестанно заботиться

и пестовать бессмертного ребенка,

не делая перерывов из-за лени, отвлечений,

усталости или удовольствий…

 

Воспитание

 

Когда бессмертный ребенок –

великая луна осознанности, – подрос,

йогу, заботясь, следует дать ему достойное воспитание…

 

Закалка

 

Воспитав ребенка осознанности, не страшась, закаляй его тапасом,

отсечением привязанностей и испытаниями,

чтобы стал он великим и достойным воином, йогом-героем…

 

Отпускание на свободу

 

Когда бессмертный ребенок, закалившись, возмужал и повзрослел,

не следует его держать в ограничениях,

а лучше позволить ему действовать свободно,

не забывая о духе сострадания…

 

Игра

 

Пусть тогда йогин действует естественно,

следуя ходу вещей и играя другим во благо,

пока все его кармы не исчерпаются в сиянии Великой Основы…

 

Творение мандалы

 

Когда кармы исчерпаны в играх

и совершенство в сиддхи достигнуто,

пусть йогин проявляет их как силы творения,

поддержания и нисхождения,
создавая силой разума новые миры и чистые страны…

 

Переход в измерение мандалы

 

Когда создание нового мира достигнуто,

йогин, ликуя, переходит в него, как в новое жилище,

становясь его Владыкой (Мандалешваром),

и живет свободно, подобно самому царю богов,

пребывая одновременно во многих мирах…

 

Становление Богом-Творцом,  творение новой Вселенной

 

Когда благодаря тапасу творящая воля обрела силу,

пусть совершенный йогин, играя,

силой намерения творит миры и целые вселенные

и правит ими, полный мудрости, величия и славы,

подобно самому Брахме – Великому Богу-Творцу.

Учение о духовных стадиях

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Поделиться с друзьями

Другие Библиотека

Однажды осенним днем на шоссе

Белый стул был без спинки, и я почувствовал, что дрожу от напряжения. Я пробыл здесь уже почти час, и за все это время он ни разу не пошевелился на своем тесном ложе. Может быть, поэтому простыня была

Библиотека 09.01.2024 Читать
ВконтактеTelegramYouTube