назад

Зачем уходят в монастырь

Зачем уходят в монастырь

Путь монашества выбирают, если есть полная уверенность, что без Бога дальнейшая жизнь невозможна.

09.06.2022

Заповеди можно исполнять где угодно! Тогда зачем отрекаться от светской жизни?

Мифы монастырской жизни

Есть несколько мифов, связанных с монашеством и причинами, которые заставляют отрекаться от обычной жизни.

  1. Как правило, в монастырь уходят те, кто не получил от жизни желаемого: счастья в семейной жизни, денег, власти.

Однако, если смотреть глубже, то все эти люди разочаровались в светской жизни и не считают, что она сможет в будущем хоть как-то удовлетворить их обычные материальные устремления. С другой стороны, они чувствуют, что служение Богу приносит им радость или, по крайней мере, удовлетворение. И именно это чувство является определяющим при принятии решений при уходе в монастырь.

  1. В монастырь уходят слабые люди, которые не имеют больше сил «бороться за свое место под Солнцем».

Слабые люди конечно могут попробовать стать монахами, но они попросту не смогут преодолеть обычные испытания. Например, все будущие монахи начинают с паломничества, то есть с простого проживания в монастыре от нескольких дней до нескольких месяцев. После этого они живут в монастыре и полностью включаются в его жизнь. Иногда таких монастырских жителей называют трудниками, так как они трудятся с одновременным соблюдением части правил и распорядка монастыря. Только после этого начинается период послушничества с полным соблюдением правил, который может длиться 1-3 года. В этот период происходит постепенный отказ от своей воли, растет доверие Богу.

За такой длительный срок испытаний происходит как бы погружение в монастырскую среду, адаптация к монастырскому укладу жизни. Так проверяется желание оставить мир, и отсеиваются духовно не зрелые люди. Очевидно, что для преодоления таких трудностей необходимы воля, решительность и мужество.

  1. Между монахом и мирянином нет большой разницы. Монашество можно назвать профессией, а профессию, как известно, можно поменять.

Монастырская жизнь в отличие от светской жизни не является публичной и монастырские истории не публикуются в желтой прессе. Поэтому не многие знают что:

— монахи принимают обеты, которые, в том числе, запрещают по каноническим правилам иметь собственность. Поэтому, поступающие должны распорядиться своим имуществом по гражданским законам. Далее все оставшееся имущество считается уже монастырской собственностью. То есть монах перед Богом дает обет не иметь никаких стяжаний или имущества, кроме того, которое используется для нужд монастыря и приобретено с благословения священноначалия;

— совершается чин монашеского пострижения, дается новое духовное имя и послушник становится монахом. После пострига назад дороги нет. Обеты даны, и никто их не может снять;

— все помнят, что «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Это означает, что монастырский устав в различных монастырях имеет свои особенности. Иногда с внешним миром допускается вполне свободное общение. В других обителях существуют довольно жесткие ограничения, которые в первое время вызывают крайнее неудовольствие родственников. Например, в период послушничества часто общение с внешним миром практически прекращается. Это связано с заботой о душе, ограждению ее от возможных мирских соблазнов;

— монашеская жизнь довольно монотонна. Это тяжело не только морально, но и физически. Жизнь в обители регламентирована и расписана. Новое духовное имя как бы отсекает прошлое, а будущего у монаха в мирском понимании просто нет.

Об ответственности за выбор монашества

В монастырь примут не всех. Если есть муж или жена, несовершеннолетние дети, больные или нуждающиеся в опеке родители, то уход в монастырь несомненно отрицательно скажется на их жизни. В этом случае решение об уходе из мира будет безответственным, а намерения не чисты. Сергий Радонежский ушел в монастырь только после смерти родителей.

У кого все сложилось, удалось пройти через все испытания и стать монахом, то, как говорят, «они несут свой крест до конца».

Считается, что ставшие на духовный путь становятся видны на тонких планах. И за их души начинается борьба. Естественно, что после принятия обетов, ответственность монаха перед Высшим возрастает. Это хорошо отражено на иконе ниже (икона «Лествица» из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. XII век)

уйти в монастырь

Здесь монахи взбираются по духовной лестнице, их ангелы пытаются их поддерживать, а бесы – столкнуть вниз. Чем выше заберешься – тем сильнее падение. Если монах уходит из монастыря, то он становится клятвопреступником.

Какова главная цель монашества?

Цель духовного развития христианина заключается в стяжании благодати Духа Святого. В миру стремятся к стяжанию земных богатств, а христианин стремится стяжать благодать Святого Духа.

Признак присутствия благодати Святого Духа – это радость. Обычные состояния человека, такие как печаль, грусть, раздражительность, гнев сменяются на тихую радость и удовлетворенность Творением. Такой монах радуется духовному общению, молитве, участию в таинствах  и другим проявлениям жизни, которая теперь наполнена смыслом постоянного служения Богу.

Стяжание благодати Духа Святого возможно только через внутренние изменения, которые позволяют полностью посвятить себя Богу.

Стоит ли идти в монастырь?

Монастырь — это прежде всего люди, которые объединены одной целью: служения Богу. У большинства религий есть монастыри, хотя они могут называться по-разному. А когда люди объединяются? Тогда, когда вместе им легче добиться желаемого. В монастырях созданы наиболее благоприятные условия для духовного развития. «Ешь, молись и люби (работай)», так кратко иногда говорят о смысле монашеской жизни.

Иногда монахи говорят, что их на такую жизнь призвал Бог. У человека возникает непреодолимая тяга оставить мирскую суету и посвятить свою жизнь служению Высшему.

Сложно сказать какова доля монахов, для которых трудности монашеской жизни со временем сделали ее легкой, привлекающей, светлой и постоянно радостной.

Путь монашества выбирают, если есть полная уверенность, что без Бога дальнейшая жизнь невозможна.

 

 

 

 

 

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Поделиться с друзьями

Другие Материалы

Время, карма, судьба

Время
Волны которые появляются из Парабрахмана, когда он желает создать что-либо, называются Кала.
Существует кханда-кала — делимое время, акханда-кала — неделимое, непрерывный период

Статьи 28.03.2024 Читать
Духовная трансформация. Продолжение

Начало описания трансформаций.

 

Трудно что-то сказать, когда привыкаешь. С другой стороны, привыкнуть к постоянной свежести

Никита Бородулин 21.03.2024 Читать
ВконтактеTelegramYouTube