Аналитическая медитация как подготовка к осознанной жизни
Содержание
Река времени. Здесь есть старость и смерть. Есть страдания и болезни. Каждый столкнется с этими проблемами. Но причина такого положения в неведении. Причина страданий в неведении. Аналитическая медитация это один из инструментов в обретении Знания, разрушения неведения.
Что такое аналитическая медитация
Рассмотрим, к примеру, книгу. Мы видим, что перед нами твердый предмет. Нам и в голову не придет спросить, что это, так как мы знаем, что это книга. В чем природа книги? В обложке? В страницах, которые прошиты определенным образом? Или в тексте на этих страницах? А та информация, которую этот текст передает, играет какую-то роль? А когда бумага стала бумагой? Раньше это было дерево. А будет ли обложка от книги обложкой без названия книги и рисунка?
Получается, что книга состоит из независимых друг от друга частей, совокупность которых воспринимается нами как книга. Так наш ум навешивает ярлыки на все предметы, а наша деятельность основана на взаимодействии с такими проекциями-ярлыками.
Аналитическая медитация имеет своей целью проникновение в самую суть того или иного понимания, предмета или концепции с тем, чтобы можно было максимально полно получить представление о его сути. В итоге она помогает нам осознать ошибочные взгляды и представления.
Аналитическую медитацию легче выполнять начинающим в том плане, что в ней задействован ум и расплывания или прострации (типичной ошибки новичков) быть не должно.
Роль аналитических медитаций для нашего духовного роста
Аналитические медитации, наряду с другими медитативными практиками, позволяют выйти из кармического корридора неведения, помогают освободиться от понятия «я – тело» и заменить это понятие на «я – Атман». Мы зарождаем желание стать проводником Божественной воли, а не воли своего эго.
Бывает, что мы выбираем гуру, начинаем свою садхану, медитируем, получаем какие-то опыты. Затем наступает период, когда практика становится обыденностью и перестает приносить нам удовлетворения. Наш ум начинает нам навязывать обоснования, согласно которым мы должны бросить практику, поменять гуру, место жительства, род занятий и прочее. Если мы идем за умом, то это просто означает, что мы следуем своей карме. У нас не сформировалось глубинное отношение к выбранному пути интенсивной эволюционной трансформации, как к единственно верному.
Аналитические медитации заполняют имеющиеся пробелы в строительстве прочного фундамента практики. Нам нужно хорошо понять куда мы идем и какие усилия мы должны совершать для достижения успеха.
Первый этап духовного развития в упанишадах называется слушание (шравана). Мы с жадностью поглощаем, как мы считаем, «духовную информацию» из различных источников с тем, чтобы в какой-то момент насытиться ей и перейти к следующему этапу.
На втором этапе, который называется манана, мы стремимся осмыслить полученную информацию так, чтобы она из разряда концепций преобразовалась в убеждение так, чтобы никогда больше не сомневаться в базовых смыслах.
В аналитических медитациях ум является нашим главным инструментом и помощником. Мы, сначала на уровне ума, создаем себе прочный фундамент из ясного понимания того, что есть Путь, как устроен этот механизм исправления под названием сансара и что конкретно нужно делать для освобождения.
В ходе аналитической медитации мы становимся крайне заинтересованным исследователем собственного бытия.
Возможные темы аналитических медитаций
- Вот некоторые темы, которые используются для аналитических медитаций:
- Наш мир подчиняется закону непостоянства
- Непостоянство является первопричиной страдания. Что такое жизнь и смерть
- Живущие на уровне ума подчиняются закону кармы и реинкарнация
- Наше рождение уникально и драгоценно
- Только личные усилия в практике могут явиться предпосылкой наших изменений на духовном плане
- Важность доверия Учителю на духовном Пути
- Важность воспитания в себе мотивации в практике «на благо всех живых существ»
- Важность служения как зарождения миссии бескорыстного служения по трансляции Света в этот мир на благо пробуждения всех живых существ
- И др.
Методика выполнения аналитической медитации
Аналитическая медитация предполагает, что мы заранее накопили определенную информацию в уме по теме медитации. Мы что-то прочитали, послушали на сатсангах и в лекциях гуру. В результате у нас появилось концептуальное понимание этой темы.
Этап подготовки к аналитической медитации
Мы принимаем правильное положение тела, расслабляемся. Необходимо успокоить ум, затихнуть. Можно выполнить очистительное дыхание или другую простую пранаяму.
Анализ
Начинаем анализ. Подвергаем сомнению и исследованию имеющиеся у нас концепции. Не позволяем уму уклоняться от исследуемой темы медитации. Концентрация на теме должна быть максимальной.
Мы как бы растворяем свой ум в предмете анализа. Здесь у нас могут появляться новые вопросы, образы и откровения.
Иногда такая медитация может проходить в форме спора с самим собой, в форме лекции для других или просто мыслительного потока.
Бывает так, что могут возникать вопросы, на которые мы не можем сразу дать ответ. Это равноценно сомнению. Такой вопрос можно записать и поискать на него ответ позже.
Бывает, что в ходе аналитической медитации мы начинаем как бы интуитивно понимать предмет так, что чувствуем его. Как будто мы имеем полное знание о предмете. В этом случае благоприятно остановить анализ, но не терять концентрацию, оставаясь в теме медитации.
Как только мы теряем это чувство, то снова возобновляем исследование или заканчиваем медитацию.
Медитация и жизнь
Результаты своих осознаний в ходе медитации мы стремимся тем или иным образом включить в сам опыт нашей жизни. Теперь мы можем передавать это знание другим, так как оно перешло из разряда концептуального в разряд ясного понимания и убеждения.
Аналитическая медитация на чувство Я
Основа неведения заключена в нашем неверном понимании себя, в нашем представлении о себе. Более того, это наше искаженное понимание себя непрерывно поддерживается нашими родными, друзьями, общественными отношениями, средствами массовой информации и тд.
Как правило, обычный человек враждебно реагирует на все, что тем или иным образом не соответствует его пониманию о себе. Мы думаем о себе, что мы являемся этим телом, нам столько-то лет и у нас есть своя жизненная история. И так как мы в своей жизни добились уже определенных успехов, то и в духовном развитии ожидаем, что будем так же успешны.
Несомненно, что наше существование бесспорно! Есть некая самость, которая переживает счастье и страдание, которая ест, спит, занимается духовным поиском. В то же время мы должны удостовериться в пустотности «я».
Наше «я» несомненно проявляется. Когда нам страшно, то мы чувствуем страх. Где мы его чувствуем? Когда нас хвалят, то мы чувствуем удовлетворение. Где возникает это чувство? Наше «я» проявляется как нечто реальное, существующее само по себе вне зависимости от тела или ума.
Теперь мы однонаправленно сосредотачиваемся на чувстве «я» и пробуем опровергнуть иллюзию самобытия «я».
Вопросы, которые мы должны прояснить в ходе этой аналитической медитации:
Как и когда возникло это «я»? Есть ли у него качества, форма? Какого размера это «я»? Где оно находится? Внимательно исследуем каждую часть своего тела на предмет обитания там нашего «я». Его нет ни в голове, ни в сердце, ни в руках, ни в какой другой части тела. Очевидно, что «я» в нашем теле нет.
Может оно в уме? Может ли быть «я» постоянно сменяющийся хаотичный поток мыслей? Может «я» есть в прошлом опыте?
Где можно еще поискать «я»? Если есть такое место, то нужно его исследовать.
Вот парадокс. Мы нигде не можем найти это «я», но в то же время оно реально проявляется. Однако, теперь уже существование нашего «я» перестает быть для нас таким реальным, самосущим и самостоятельным.
Продолжая медитацию, мы приходим к заключению, что «я» не является ни телом, ни умом, ни совокупностью чего-либо. И в идеале мы получаем не интеллектуальное знание, а переживание. Тогда наши переживания и привязанности, причиной которых было это «я», превращаются в ничто. Остается только пространство осознавания. Тогда мы направляем свое внимание на это состояние отсутствия «я» и остаемся в таком созерцании.
Можно так же вызвать ощущение растворения тела, ума и прочего в окружающем пространстве, что эквивалентно ощущению пустотности «я».
Завершаем медитацию тем, что посвящаем свои успехи на пути пробуждению всех живых существ.
Выводы:
Аналитическая медитация устанавливает правильную мотивацию в практике. На уровне ума мы меняем свое отношение к выбранному для анализа объекту. По сути, наша жизнь является непрерывной хаотичной аналитической медитацией, которой управляет в огромной степени наше окружение. Когда мы прекращаем этот хаос и начинаем анализ в правильном направлении с правильными предпосылками, тогда в нашей жизни постепенно воцаряется гармония и удовлетворенность, а позитивные и созидательные состояния становятся для нас нормой.
Другие Материалы
Всё, что написано далее – отражение моего опыта и способности передавать понимание, ведущее к искренности, честности, правде, Источнику, любви.
Я это делаю, потому что не могу не делать. Я
Без окончательного решения посвятить свою жизнь Богу, двигаться вперёд нет возможности. Это база для духовной практики.
Возможность конечно существует, но она напоминает рабочего человека,
Всего комментариев: 0