назад

Традиции осознанности в христианстве. Иисусова молитва

Традиции осознанности в христианстве. Иисусова молитва

Никакая теория для применения Иисусовой молитвы не нужна, так как это наиболее простой и прямой путь к познанию Истины

09.05.2022

Согласно христианской традиции земная жизнь человека является своеобразным испытанием и готовит его к жизни вечной, после смерти. При этом главное предназначение  человека заключается во всестороннем духовном совершенствовании, которое невозможно без упорного молитвенного труда.

 

Что такое молитва

Мы хотим установить тесную связь с Всевышним посредством молитвы.

В молитве человек искренне переживает то, что произносит вслух или мысленно. Если этого единства нет, то от простого механического начитывания нет никакого проку.

Правильный молитвенный настрой заставляет нас переживать, почувствовать молитву. Но, как правило, переживаниям или молитвенным образам свойственно забываться, и тогда мы скатываемся в механику, в обрядность.

Для каждого разговора с Богом необходимо наличие интереса, полноты внимания, жажды истинности. Тогда простое молитвенное правило превращается в живую потребность. Нам тогда просто необходимо в данный момент раскрыть свой внутренний мир в молитве, и поделиться с Богом сокровенным, как плохим, так и хорошим. Мы признаем свои ошибки и недостатки с тем, чтобы разжечь наше стремление к изменениям, к очищению.

 

История возникновения Иисусосой молитвы

Из многообразия известных молитв выделяется Иисусова молитва. Ее прообраз по форме можно найти в Евангелии (Мк.10:46-52): Иисус, выходя из Иерихона, услышал просьбу слепого: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня».

При этом принято считать, что никакая теория для применения Иисусовой молитвы не нужна, так как это наиболее простой и прямой путь к познанию Истины. По мере духовного труда собственные переживания будут «указателями» истинности выбранного духовного пути.

Иисусова молитва является стержнем исихазма — христианского мистического  мировоззрения и древней традицией духовной практики: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. В наследии Святых Отцов Иисусова молитва именуется умной или тайной молитвой.

 

Некоторые распространенные формы Иисусовой молитвы

  • Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
  •  Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
  • Господи, помилуй.

Утверждается, что если такая молитва совершается с сердечным вниманием и постоянно, то это быстро очищает от многих грехов даже людей малограмотных и духовно не очень высоких.

Иисусова молитва

Апостол Павел в своих проповедях описал метод постоянного нахождения духовного искателя (подвижника) в состоянии молитвы  «Всегда радуйтесь», «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 16, 17).

К непрестанному творению Иисусовой молитвы призывали такие подвижники и святые, как Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий,  Амвросий Оптинский, и др.

Виды Иисусовой молитвы.

Словесная Иисусова молитва

Можно сказать, что все начинающие свой духовный путь с Иисусовой молитвы приступают к ее произношению вслух с благоговением, без образов, с вниманием к словам. Как правило, внимание начинающих при этом многократно отвлекается.

Амвросий Оптинский  «Молитва Иисусова, согласно учению Святых Отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной.» Амвросий Оптинский.

Игнатий Бренчанинов«Сначала научись молиться правильно,  научившись правильно, молись постоянно» Игнатий (Брянчанинов).

Многие отмечают, что для неспокойного ума даже такую простую молитву иногда произносить становиться необычайно сложно. При этом есть единственный совет – продолжать трудиться, «пробиваясь» к Источнику.

 

Умная деятельная Иисусова молитва

Такая молитва творится в уме. Она называется деятельной потому, что совершается намеренно, то есть для ее совершения нужны усилия. Внимательность к произносимому, теснейшая связь слов молитвы с мыслями о них и молитвенными переживаниями — вот существенные признаки этой молитвы, являющейся высшей в сравнении с первым вариантом. Часто возникающее в ходе молитвы у новичков состояние скуки постепенно сменяется на духовную бодрость и искреннее желание молиться.

Как результат, у практикующего появляется особое чувство смирения, радости и благоговения.

По мере приобретения личного опыта начинается процесс, который называется введение ума в сердце. Молитва должна становиться все более чувственной. Для этого применяют несколько методов, в числе которых использование дыхания.

Святой НикифорВот, например, рекомендации преподобного Никифора Уединенника: «Дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой в себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Приучи же его, брате, не скоро оттуда выходить, ибо вначале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте, когда же привыкнет, то не любит, наоборот, кружиться вовне, потому что ему там не невесело…»

Постепенно сознание привыкает оставаться в сердце. Тогда всё внешнее видится уже не стоящим внимания.Григорий Палама

Святой Григорий Палама советовал начинающим воздерживаться от частого дыхания и несколько сдерживать его, чтобы вместе с дыханием и ум удерживать, не позволяя вниманию рассеиваться. Постепенно, по мере практики Иисусовой молитвы, внимание становится сильным и сосредоточено на Едином.

 

 

Умно-сердечная деятельная или благодатная Иисусова молитва

«Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк.17:21).

Считается, что по мере молитвенной практики начинает активизироваться чувственная сторона, и мы начинаем воспринимать окружающий мир через сердце. При этом мы получаем некоторые знаки, которые говорят нам, что Иисусова молитва приносит плоды.

Здесь говорят о соединении ума с сердцем, что означает устремление всех сил души к Богу.

С другой стороны, активизируются все умственные программы, которые мешают нам пропускать Свет. Могут приходить любые отрицательные и благообразные образы. Важно не прекращать практику, постепенно все больше очищаясь. Преданность Богу пока еще не стала полной. Особым признаком умно-сердечной молитвы будет не отвлекающееся внимание. Наша молитва нуждается теперь не столько в количестве произносимых слов, сколько в качестве и полноте внимания. Рекомендуется пребывать в молчании, а в приемах пищи ввести максимальные ограничения.

 

Умно-сердечная самодвижная Иисусова молитва

Постепенно умно-сердечная молитва становится непрекращающейся. Практикующий теперь молится сердцем, не прикладывая  при этом волевых усилий. Считается, что если сердце чисто, значит человек научился исполнять волю Божью. Такая молитва сама продолжает твориться в сердце человека, и состояние это, полное высочайшего наслаждения, уже является не делом человеческим, но даром Бога, действием благодати в смиренном сердце.

Практикующий, который достиг уровня устойчивой непрекращающейся молитвы, не нуждается больше в наставниках, так как Господь пребывает в сердце его.

Так, поднимаясь по ступенькам Иисусовой молитвы, происходит постепенное очищение от программ ума, благодаря чему в сердце освобождается место для искренней Любви к Богу.

По мере практики мы приобретаем привычку оставаться в молитвенном состоянии. Контроль внимания теперь оберегает нас от посторонних помыслов. В этих условиях духовный искатель может удостоиться высшего созерцательного состояния.

В какой-то момент может произойти как бы единение с Богом, что сопровождается высочайшим наслаждением и блаженством. При таком состоянии душа как бы воспламеняется, и духовный искатель испытывает сердечную теплоту.

Есть упоминания и о более высоких состояниях или ступенях практикующих Иисусову молитву, когда соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны. Однако, при этом указывается, что эти состояния трудно описать словами.

На высших ступенях «…молитва не пресекается в душе его; но ест ли, пьет ли, спит ли, делает ли что, даже и в глубоком сне, без труда издаются сердцем его благоухания и воздыхания молитвенные. Тогда молитва не отступает от него; но всякий час, хотя и умолкает таковая вне, внутри его не перестает она священнодействовать тайно…» (святой Исаак, Добролюбие)

Иисусова молитва

Главными препятствиями в наши дни прогресса в молитве является сам наш обычный образ жизни, житейская суета. Не стоит пытаться учиться Иисусовой молитве если есть привязанность к телевизору и интернету, к праздной музыке и соцсетям, к веселым компаниям и праздным беседам. Слишком сильна привязка к физическому миру с его удовольствиями. Всё это заполняет ум и сердце, а самого желания духовного поиска не возникает. Тогда лучше постепенно менять свою жизнь, удаляя из нее всё, что препятствует духовному росту.

По утверждению Святых Отцов, несмотря на свою внешнюю простоту, вряд ли удастся успешно практиковать Иисусову молитву без опытного наставника, который знает все тонкости ее использования на каждом из этапов духовного роста.

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Поделиться с друзьями

Другие Материалы

Познание себя через духовные опыты

Мой опыт пробуждения сознания:
 

1. Будучи в месте силы, спонтанно и неожиданно со мной случилось нечто – тотальная остановка внутреннего диалога (возможно это назвать пробуждением

Евгений Деминский 21.04.2024 Читать
Причины омрачений или негатива

Дже Цонкапа называл шесть факторов, ведущих к росту омрачений:
1) кармические отпечатки;
2) объекты;
3) влияние не добродетельных друзей;
4) следование ошибочным учениям;
5) сила привычки и
6)

Статьи 11.04.2024 Читать
ВконтактеTelegramYouTube