назад

Качества учителя

Качества учителя
26.04.2021

Становясь на духовный Путь, мы будем вынуждены найти себе духовного учителя. Духовный учитель необходим нам для того, чтобы он передал нам знания или указал нам путь, по которому он прошел сам, и предостерег от ошибок. На этом этапе нас интересуют качества учителя. Мы боимся ошибиться в своем выборе. Решение стать на духовный Путь означает, что мы лишь решили построить дом, но еще не начали его строить.

О духовном учителе нельзя судить по количе­ству его последователей. Настоящий духовный учитель не гонится за славой, хотя, несомненно, заслуживает ее.

У настоящего духовного учителя есть только одна цель – передать свои знания. Если мирские наслаждения и удовольствия еще сильны, то человек не будет слушать о духовной науке. Наоборот, он будет только создавать всевозможные пре­пятствия. В этом можно убе­диться на примере жизни Христа, Кабира и других святых.

качества учителя

В «Адвая-тарака-упанишаде» слово «гуру» трактуется состоящим из слога «гу» («мрак») и «ру» («рассеивать»). Поэтому,  учитель (гуру) является тем, кто рассеивает мрак духовного невежества в сознании ученика.

Доверие и вера учителю

На первых порах духовный искатель получает от учителя только концепции, которые убеждают его пойти за учителем и начать действовать. Это происходит на основе ДОверия к учителю. Только когда духовный искатель получает первый личный опыт, появляется вера в учителя и в учение, которая укрепляется по мере продвижения по духовному Пути. Это не слепая вера, основанная только на концепциях, а вера, основанная на собственных духовных переживаниях.

«О возлюбленная, кто видит без объекта, чей ум не нуждается в опоре, а дыхание в контроле, тот есть учитель». «Куларнава-тантра» (13.70)

«Видит без объекта» означает пребывание в состоянии недвойственности. Такой учитель видит окружающий мир, как часть себя.

«Ум не нуждается в опоре» означает, что такой ум находится в непрерывном созерцании вне субъекта и объекта.

«Дыхание в контроле». Иногда глубину духовного опыта можно определить через способность мастера постоянно поддерживать осознанность — созерцательное присутствие. Такой мастер обладает состоянием самадхи, в котором останавливается пульс и дыхание. Он не нуждается во сне и в больших количествах пищи.

качества учителя

Главным считается способность мастера находиться в непрерывном созерцании днем и ночью. Упоминание этого качества можно найти в книге «Йога Васиштха».  Непрерывное созерцательное присутствие ночью во сне со сновидениями и, особенно во сне без сновидений, может считаться основным внешним критерием авторитетности учителя.

Принято считать, что любые другие мистические способности являются преходящими и не являются показателем духовной реализации.

Шри Ади Шанкарачарья в «Вивека Чудамани» дает критерий святости как состояние «единого вкуса», что означает восприятие любых явлений как проявление Абсолютного Сознания. Тогда такой святой равным образом видит радость и горе, хулу и хвалу, чистое и нечистое, доброе и злое, жизнь и смерть. У него нет ни надежды, ни страха, ни цепляний, нет «я» и других. Все воспринимается как отражение единого осознавания, в котором сливаются все противоположности.

Пребывание в таком осознавании называют сахаджа-самадхи, что указывает на реализацию просветления. Такой критерий признается традициями индуистской и буддийской тантры.

Достигший просветления свободен от любых привязанностей, у него нет гордости, себялюбия, гнева или ненависти, нет мирских желаний или они под контролем. Все действия просветленного основаны на сострадании ко всем живым существам и на желании бескорыстного служения Свету.

Не стоит делать выводы о духовном учителе по национальности, внешности, стране происхождения или проживания, положению в обществе, по тому, как он говорит или принимает пищу, что о нем говорят другие.

Зачем мы приходим в духовную практику? Чтобы получить собственный внутренний опыт. Может или нет тот или иной учитель привести нас к духовному опыту, к пробуждению и дальнейшему совершенствованию – вот главный критерий.

В этом контексте учитель не должен быть для нас удобным. Скорее наоборот. Все его действия будут направлены на содействие ученику в преодолении препятствий. И методы, которыми пользуется тот или иной учитель, могут быть разными.

Любой че­ловек, с которым мы контактируем в жизни, может научить нас чему-то. Это только наша задача понять, что хочет нам показать Жизнь в лице такого человека. Но миссия духовного учителя это нечто большее. Это гораздо большая ответственность как учителя перед учеником, так и ученика перед учителем.

Обычно учителя выбирают не умом, а сердцем. Не анализ слов, которые говорит учитель, а то, что находится за словами, нас искренне трогает и заставляет следовать за таким учителем.

Если у нас есть трудности с выбором учителя, мы искренне обращаемся за помощью к Богу. Искренняя молитва никогда не остается без ответа.

Иногда говорят о критериях истинного учителя

  1. Духовный учитель вдохновляет нас своим энтузиазмом, искренностью и решимостью, а мы хотим обрести те же качества.
  2. Лекции, сатсанги и общение усиливают наше стремление к духовному росту.
  3. Иногда мы можем чувствовать, что за его словами суть чистое безграничное сознание.
  4. У духовного учителя есть миссия в этой жизни и у нас появляется желание оказать ему помощь в этой миссии.
  5. Учитель помогает нам развить более глубокую веру в Бога.
  6. У нас есть чувство, что слова духовного учителя рассеивают наши сомнения и устраняют материальные препятствия, загрязняющие сознание.
  7. Мы можем открыть духовному учителю свое сердце и установить с ним позитивные отношения.
  8. Мы все больше доверяем учителю по мере того, как все больше его узнаем по его лекциям и действиям.
  9. Духовный учитель прививает нам лучшие качества преданного служения Богу и может вдохновлять нас на конкретные действия.
  10. Следуя наставлениям учителя, мы не теряем Цель, а становимся ближе к Богу, ощущая свое истинное предназначение в служении Богу.
  11. Плоды деятельности учителя видны в его учениках. Как правило, ученики одного учителя становятся близки друг другу, так как их объединяет общая Цель и общие дела.

Рассматривать учителя как высшее сознание

В некоторых духовных школах, например ануттара-тантры, в индуизме или в буддизме учитель рассматривается как Абсолютное Сознание, неотделимое от ученика.

качества учителя

Если ученик принимает учителя после того, как он имел возможность критически исследовать его качества, то он не должен выискивать недостатки в учителе, а должен рассматривать его как единство всех святых и учителей, как проявление божественного.

Нужно иметь тонкую связь с духовным учителем и ее постоянно поддерживать, так как существует тонкое знание, которое можно перенять только у учителя. Только учитель обладает видением со своего духовного уровня, что лучше для того или иного ученика и может предложить ему наиболее быстрый путь духовного роста.

Любые качества учителя отходят на второй план, когда у нас появляется вера в учителя.

Всего комментариев: 1

    Гуру:

    Важно видеть в любом учителе единство всех учителей, как проводников Света. В то же время нужно выбрать одного учителя и следовать его Пути..

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Поделиться с друзьями

Другие Материалы

Время, карма, судьба

Время
Волны которые появляются из Парабрахмана, когда он желает создать что-либо, называются Кала.
Существует кханда-кала — делимое время, акханда-кала — неделимое, непрерывный период

Статьи 28.03.2024 Читать
Духовная трансформация. Продолжение

Начало описания трансформаций.

 

Трудно что-то сказать, когда привыкаешь. С другой стороны, привыкнуть к постоянной свежести

Никита Бородулин 21.03.2024 Читать
ВконтактеTelegramYouTube