назад

Четыре способа успокоить или остановить свой ум

Четыре способа успокоить или остановить свой ум
25.04.2021

Духовные практики часто ставят перед собой цель – остановить ум. Но нам не удастся остановить ум по той простой причине, что он хочет продолжать действовать и наслаждаться.  При начальном размышлении о своей жизни оказывается, что мы можем контролировать свои действия в физическом мире, например, пойти в какое-либо место или посмотреть на то или иное явление. Но контролировать ум мы не можем. Он как бы существует сам по себе. Неизвестно откуда приходят мысли, создаются цепочки мыслей. И все это происходит без нашего желания или намерения.

На самом деле не нужно делать что-то  особенное, чтобы мысли прекратились. В ходе медитации и практик сосредоточения нам удается затихнуть и ощутить состояние в котором отсутствуют мысли, но после практик мысли снова возвращаются. Иногда говорят, что в этом случае нам удается погрузиться в свое истинное Я.

В центре успеха контроля за мыслительными процессами лежит мотивация. Что нами движет при этом? Если это простое любопытство, то, добиться результатов маловероятно. Если же контроль ума превратился в насущную жизненно важную проблему, только решив которую мы будем чувствовать удовлетворение, тогда у нас есть большой шанс добиться успеха. Например, мы стремимся всеми силами добиться постоянной осознанности в повседневной жизни.

Умение контролировать мысли связано с натренированностью нашего внимания. Все сводится к необходимости получить навык концентрировать наше внимание на каком-либо объекте. Тренирую свою «мышцу» внимания, мы получаем возможность наблюдать за своими мыслями достаточно долго, без оценок и суждений. Такой контроль позволяет нам останавливать мыслительный процесс. Тогда мы просто созерцаем окружающий мир, находясь в естественном состоянии сознания.

Вот несколько простых способов тренировки нашего внимания.

Слежение за базовыми действиями тела

Использование в качестве объектов тренировки внимания естественных процессов нашего тела. Прежде всего это дыхание. Это давно известная в буддизме практика внимательного наблюдения за дыханием, как происходит процесс дыхания, расширяется и сужается грудная клетка, входит и выходит воздух, который касается кончиков ноздрей, надувается и расслабляется живот. Можно следить за естественными процессами, таким как ходьба и наши бытовые действия: как мы моем руки, как принимаем пищу, обращая особое внимание на ее цвет, вкус, запах.

Перемещение сознания в другую часть тела

Если спросить у человека, где находится его ум, то чаще всего он покажет на голову. В этом случае происходит отождествление тела, личности и эго. Если переместить того, кто думает из головы в область анахата чакры или в «духовное» сердце, то разотождествление с телом происходит быстрее и прекращение произвольной мыслительной деятельности естественным образом заканчивается.

Исследование природы ума

Кришнамурти и некоторые школы буддизма используют метод, основанный на глубинном анализе природы ума в ходе медитативных практик. Мы должны как бы постоянно «караулить» мысли и если они появляются, то немедленно проанализировать источник их появления и причину. Постепенно приходит глубинное осознание, что за любой мыслью ничего нет. Сама мысль и все, что может быть ее причиной, являются иллюзией. А значит и наш ум в своей основе иллюзорен. При этом практикующий это узнает не на уровне концепции, а на уровне реального переживания, которое не оставляет ни доли сомнения в его истинности.

остановить ум

Слушание

Мы тренируем свое внимание, направляя его на слушание окружающего пространства без оценок и суждений. Пребывание в таком состоянии направленного внимания исключает произвольный поток мышления. Ум полностью успокаивается.

Методов успокоения или остановки ума очень много.

Важно понимать, что цель практики тренировки внимания не просто остановить ум, но и научиться успешно переключать его с объекта на объект, то есть свободно управлять мыслительными процессами. Тогда ум становится таким же инструментом нашего бытия, как рука или нога. Мы его используем при необходимости, а не он использует нас.

Всего комментариев: 1

    Максим Одинцов:

    Так ум защищает свое я от внешнего мира

    Часто ум сбегает в уютное место в своих мыслях, это такая личная коморка, куда вход другим с их взглядами и указаниями запрещён. И когда он в своей каморке, то мы чувствуем себя в безопасности.

    И вот по жизни кажется, что все нормально, пока какая-нибудь стрессовая ситуация не выбьет нас из равновесия и из этой каморки приходится выходить.

    Вот в такие моменты можно увидеть себя другим: агрессором, критикующим, осуждающим всех вокруг. А тот, кто критикует, сбрасывает с себя ответственность на других.

    Вот так ум защищает своё я от окружающего мира, считая его враждебным. Но он так считает, потому что его такие представления о мире. А практика больше ведёт от представлений к прямому опыту, где все становится более очевидным и понятным.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Поделиться с друзьями

Другие Материалы

Причины омрачений или негатива

Дже Цонкапа называл шесть факторов, ведущих к росту омрачений:
1) кармические отпечатки;
2) объекты;
3) влияние не добродетельных друзей;
4) следование ошибочным учениям;
5) сила привычки и
6)

Статьи 11.04.2024 Читать
Я есть — меня нет

Бог пришёл, спросил меня, ну что готов в Источнике быть, в Любви как в детстве, без причин и следствий быть Настоящим и забыть всё?

Я ему в ответ, нет погодь, я ещё миссию не выполнил на Земле

Евгений Деминский 08.04.2024 Читать
ВконтактеTelegramYouTube